Фетисова Анна Ивановна, воспитатель
Дидактические игры для детей второй младшей группы (ориентировка во времени)
19 февраля [пн]
Дидактические игры для детей второй младшей группы (ориентировка во времени) «Детский сад»Цель: закрепить знания о частях суток.Материал. Мяч.Содержание. Ведущий начинает сразу и бросает мяч одному из играющих:Утром я пришла в детский сад, а вернулась домой . . .Мы делаем зарядку…Мы занимаемся…Аналогично можно проводить игру о временах года. «Какой день недели»Цель: развивать память при запоминании названий и последовательности дней недели.Ход: Воспитатель читает детям четверостишья, подкрепляя пальчиковой гимнастикой.Много разных дней неделиПтицы нам про них пропелиВ понедельник соловейПел, что нет прекрасней дней А во вторник пела птица-Желтобокая синицаВорон каркнул, что всегдаЛучшим днем была среда Воробей чирикать сталЧто в четверг он в лес леталДве голубки ворковалиВоскресенье обсуждали Птички дни недели знаютНам запомнить помогают Дидактические игры для детей подготовительной к школе группы (ориентировка во времени) Дидактическая игра «Успей вовремя»Цель: Продолжать закреплять понятие времени.Развивать чувство времени, учить регулировать свою деятельность в соответствии с временным интервалом.Воспитывать любознательность.Материалы: материалы игры «Колумбово яйцо», песочные часы.Ход: На столе у воспитателя картинкой вниз лежит 10 карточек (из игры «Колумбово яйцо»)Дети разбиваются на пары. Воспитатель предлагает взять конверты с разрезанными частями и собрать из них картинку за 3 минуты (показывает песочные часы). Воспитатель проверяет, все ли дети успели выполнить задание, и напоминает о важности умения укладываться в заданное время. Дидактическая игра «Тик-такЦель: Продолжать учить определять форму предметов и их частей на примере макета часов.Познакомить с часами, учить устанавливать время на макете часовВоспитывать интерес к играм.Материалы: будильник, наручные часы, настенные часы с кукушкой.Ход: На столе у воспитателя под салфеткой разные виды часов: будильник, наручные часы, настенные часы с кукушкой.Воспитатель читает стихотворение:ПетушокКукареку-кукарекуЗвонко петушок поет.Озарило солнцем реку, в небе облако плывет.Просыпайтесь, звери, птицы!Принимайтесь за дела. На траве роса искрится,Ночь июльская прошла.Как будильник настоящий,Разбудил вас петушок.Распушил он хвост блестящийИ расправил гребешок.Воспитатель выясняет у детей, какие приборы придумал человек для измерения времени. (Часы). Затем снимает салфетку с разных видов часов и загадывает загадки. Дети показывают отгадки. Ежедневно в семь утраЯ трещу- Вставать пора! (будильник) Живет в резной избушкеВеселая кукушка.Она кукует каждый часИ ранним утром будит нас. (настенные часы с кукушкой) Дидактические игры для детей подготовительной к школе группы (ориентировка в пространстве) Поможем Элли вернуться домойЗадачи: Закреплять умение ориентироваться в пространстве с помощью условных обозначений на плане, определять направление движения объектов, отражать в речи их пространственное положениеМатериалы: Альбомный лист с изображением плана, конверты с заданиями.Ход: Воспитатель напоминает детям отрывок из сказки, в котором девочка Элли с другом Тотошкой после урагана попала в другую страну. Воспитатель предлагает детям помочь ей вернуться домой. Вместе с детьми он рассматривает план возращения домой: 3 4 51 2 Взрослый обращает внимание детей на то, что путь Элли обозначен на плане цифрами, а в группе – конвертами с заданиями. Дети находят на плане цифру 1, а в группе – конверт с цифрой 1(В котором размещен текст с заданием на счет).Затем предлагает найти на плане цифру 2 и определить, в каком направлении надо нарисовать стрелку (слева направо из нижнего левого угла в нижний правый угол). Дети находят в группе конверт с цифрой 2 (с заданием).Аналогично дети находят конверты с цифрами 3, 4 и 5 рисуют стрелки и выполнют задания последовательно. Дидактическая игра «Времена года»Цель: Закреплять представления о временах года и месяцах осени.Материалы: модель времени года.Ход: Воспитатель показывает детям модель «Времени года»: квадрат, разделенный на 4 части (времени года), окрашенные в красный, зеленый, голубой и желтые цвета. Желтой сектор разделен еще на 3 части, окрашенные в светло-желтый, желтый и желто-коричневый.Воспитатель спрашивает у детей: «Сколько всего времен года? Назовите их по порядку. (Показывает времена года на модели, уточняя цвет.)Покажите на модель осень. На сколько частей разделено это время года? Как вы думаете, почему здесь 3 части? Какие месяцы осени вы знаете? Последний месяц осени – ноябрь. Назовите месяца осени по порядку». (сентябрь, октябрь, ноябрь.) Воспитатель показывает месяцы на модели. Дидактическая игра «Составь неделю»Цель: Закреплять умение последовательно называть дни недели.Материалы: Два набора с карточками от 1 до 7, музыкальное сопровождение.Ход: Дети делятся на две команды по набору карточек с цифрами от 1 до 7. Воспитатель предлагает детям построиться в шеренгу, образуя неделю: первым встает ребенок, у которого на карточке написана цифра 1 (понедельник), вторым, у которого на карточке – цифра 2 и тд. Затем дети называют дни недели по порядку и показывают соответствующие карточки с цифрами.Дети под музыку по заданию воспитателя выполняют различные движения, а по ее окончанию строяется в шеренгу, образуя неделю начиная со вторника. Затем дети составляют неделю, начиная с четверга и тд.Игра повторяется 2-3 раза.После выполнения каждого задания дети по порядку называют дни недели начиная с заданного дня. За правильно выполненное задание команда получает звездочку.В конце игры подсчитывается количество звездочек и определяется победитель. Дидактические игры для детей подготовительной к школе группы (количество и счет) «На зарядку становись»Цель: Совершенствовать навыки счета в пределах 20.Материалы: картинки с изображением мышат (у 15 мышат на майках написаны цифры)Ход: На доске располагают 20 картинок с изображением мышат. У 15 мышат на майках написаны цифры. Воспитатель предлагает детям дать номера остальным спортсменам (от 16 до 20). При этом воспитатель уточняет, какая цифра обозначает количество десятков и единиц, и вместе с детьми пересчитывает спортсменов.Затем зачитывает стихотворение:Двадцать спортсменов бегут на зарядку,Но не желают бежать по порядку.Последний, случается, первым придет –Такой вот бывает неправильный счет.В заключении воспитатель предлагает детям пересчитать спортсменов в обратном порядке.«Назови предыдущее и последующее число»Цель: Учить называть предыдущее и последующее число для каждого числа натурального ряда в пределах 10Материалы: Карточки с изображением кругов (от 1 до 10), наборы из 10 карточек с кругами (от 1 до 10).Ход: У каждого ребенка карточка с изображением кругов (от 1 до 10) и набор из 10 карточек с кругами (от 1 до 10).Воспитатель объясняет детям: «У каждого числа есть два соседа-числа: младшее меньше на один, оно стоит впереди и называется предыдущим числом; старшее больше на один, оно стоит впереди и называется последующим числом. Рассмотрите свои карточки и определите соседей своего числа».Дети находят предыдущее и последующие числа к изображенному на карточке числу кругов и закрывают пустые квадраты карточкой с определенным количеством кругов.После выполнения задания дети объясняют: какое число предыдущее и последующее к обозначенному числу у низ на карточке и почему эти числа стали соседями. Дидактические игры для детей подготовительной к школе группы (геометрическая форма) «Мастерим геометрические фигуры»Цель: Развивать умение конструировать геометрические фигуры по словесному описанию и перечислению характерных свойств.Материалы: наборы счетных палочек, веревочки (шнурки)Ход: Воспитатель читает стихи, а дети делают геометрические фигуры из веревочек и счетных палочек.Жили-были два брата:Треугольник с квадратом.Старший – квадратный,Добродушный, приятный.Младший – треугольный,Вечно недовольный. Тот кричит ему:- Смотри,Ты полней меня и шире,У меня углов лишь три,У тебя же их четыре.Дети из счетных палочек моделируют квадраты и треугольники, затем называют фигуры.Но настала ночь, и к брату,Натыкаясь на углы,Младший лезет вороватоСрезать старшему углы.Уходя, сказал:- ПриятныхЯ желаю тебе снов!Спать ложился ты квадратом,А проснешься без углов! Воспитатель уточняет у детей, какая фигура получится, если у квадрата срезать углы. (Круг). Дети делают круги из веревочек.Но наутро младший братСтрашной мести был не рад.Поглядел – нет квадрата.Онемел… Стоит без слов..Вот так месть. Теперь у братаВосемь новеньких углов!Дети составляют восьмиугольник. Затем называют все сделанные геометрические фигуры. «Нарисуй квадрат»Цель: Продолжать развивать представления о геометрических фигурах и умение зарисовывать их на листе бумаги в клетку.Материалы: тетрадные листы в клетку, простые и цветные карандаши.Ход: Воспитатель загадывает детям загадку:Четыре есть у нас угла,Четыре стороны.Все стороны равны у насИ все углы равны. (квадрат)Воспитатель предлагает детям нарисовать квадраты разных цветов и показывает последовательность рисования: «От точки вправо нужно провести прямую линию, равную двум клеткам, вниз провести еще одну прямую линию, равную двум клеткам, затем влево еще одну такую же линию и вверх до исходной точки. От верхнего правого угла квадрата вправо надо отсчитать три клетки и нарисовать еще один такой же квадрат»Дети в тетрадях от предыдущего задания отчитывают вниз четыре клетки, ставят точку и рисуют квадраты простым карандашом до конца строки.Затем воспитатель показывает на доске прием штриховки квадрата сверху вниз, не отрывая руки.Дети заштриховывают квадраты разными цветами Дидактические игры для детей подготовительной к школе группы (величина) «Посадим ели»Цель: Совершенствовать навыки определения величины предметов на глаз.Материалы: счетные палочки, ватман, рисованный домик и ели.Ход: Воспитатель показывает детям изображение дома и «сажает» возле него ель. Затем предлагает ребятам подобрать ели такой же высоты (из предложенных на подносе) для озеленения двора.Предварительно уточняет: «Как узнать высоту ели? (Измерить). Чем можно измерить высоту ели? (Палочкой, она будет являться условной мерой). Как вы думаете, сколько раз уложится счетная палочка в высоте ели?»Вызванный ребенок измеряет высоту ели (без остатка).Воспитатель спрашивает у детей: «Чему равна высота ели? (Двум счетным палочкам). Какой высоты нужно подобрать ели для озеленения двора? (Высота ели должна быть равна двум счетным палочкам.)»Воспитатель уточняет правила измерения: «Приложите меру к основанию ели и отметьте конец меры. К этой точке опять приложите меру. И так до конца ели».Дети подбирают ели заданной высоты, измеряя их палочкой.Выбранные ели дети наклеивают вокруг дома на ватман. «Решаем задачи бабушки Загадушки»Цель: Продолжать знакомить с монетами достоинством 1,2,5,10 рублей, их набором и разменом.Материалы: монеты достоинством 1,2,5,10 рублейХод: Воспитатель предлагает детям решить задачу бабушки Загадушки: «У меня было 10 рублей. На базаре я купила бублик за два рубля. Сколько денег у меня должно остаться после покупки?» Дидактические игры для детей старшей группы (ориентировка в пространстве) Дидактическая игра «Рисуем дорожку к участку»Цель: Развивать умение ориентироваться в пространстве с помощью условных обозначений и схем.Материалы:Ход: у детей листы бумаги с изображением плана территории д\сада (здание и участок д\сада).Воспитатель предлагает детям помочь Петрушке найти дорогу к участку и дает указания:- придумайте, как мы будем обозначать направления движения. (Прямой линией со стрелкой)- положите треугольник посередине листа- проведите прямую линию со стрелкой от прямоугольника до треугольника.- положите круг посередине одной из боковых сторон листа (участок другой группы)Проведите прямую линию со стрелкой от треугольника до круга.- уточните дальнейшее направление движения до участка- проведите прямую линию со стрелкой от круга к участку.Затем дети по очереди рассказывают о направлении движения от д\сада до участка, используя пространственные понятия. Дидактическая игра «Линии и точки»Цель: Развивать умение ориентироваться на листе бумаги в клетку.развивать внимание, мыслительные операции, воображение.Оборудование: тетрадные листы в крупную клетку, цветные карандаши.Ход игры:Воспитатель раздает листы в клетку и карандаши и просит детей украсить «коврики для гномов». Затем на доске цветным мелом проводит линии слева направо и сверху вниз, называя их направление, и уточняет: Что образуют линии (клеточки). Клеточки помогают расположить рисунок ровно. В центре клеточки и на пересечении линий можно поставить точки. (Показывает несколько вариантов) А теперь давайте украсим коврики для гномов с помощью цветных линий, клеточек и точек. Дидактические игры для детей старшей группы (количество и счет) «Сосчитай правильно»Цель: упражнять в счете предметов по осязанию.Материал. Карточки с нашитыми на них в ряд пуговицами от 2 до 10.Содержание. Дети, становятся ряд, руки держат за спиной. Ведущий раздает всем по одной карточке. По сигналу: «Пошли, пошли» - дети передает друг другу слева направо карточки. По сигналу «Стоп!» - перестают передавать карточки. Затем ведущий называет числа «2 и 3», а дети, в руках которых карточка с таким же числом пуговиц показывают ее.Правила игры. Считать пуговицы можно только за спиной. Если ребенок ошибся, он выходит из игры, его место занимает другой ребенок. Игра продолжается. «Считаем по порядку»Цель: Закреплять умение отвечать на вопросы «Сколько?», «Который по счету?», «На котором месте?»Материалы: веерХод: Воспитатель показывает детям веер, состоящий из 8 разноцветных лепестков и предлагает посчитать их. Затем обращает внимание на то, что лепестки разного цвета, и дает задание посчитать их по порядку.Воспитатель просит детей запомнить расположение лепестков и закрыть глаза. В это время он убирает один лепесток. Дети закрывают глаза и определяют, какого лепестка не хватает и где он был расположен (который по счету).Игра продолжается 2-3 раза. каждый раз порядок лепестков восстанавливается. Дидактические игры для детей старшей группы (ориентировка во времени) «Назови сутки»Цель: Закреплять представления о частях суток (утро, день, вечер, ночь)Материалы: карточки, с изображением частей суток.Ход: Воспитатель вместе с детьми выясняет, из скольких частей состоят сутки, предлагает назвать их, показать соответствующие картинки и выложить их в правильной последовательности (Утро, день, вечер, ночь).Взрослый предлагает составить сутки и называет одну из частей суток. Дети перечисляют остальные части суток и показывают соответствующие картинки. Игра повторяется 2-3 раза. «Живая неделя»Цель: закреплять умение последовательно называть дни недели, определять, какой день недели сегодня, какой был вчера, какой будет завтра.Материалы: карточки с цифрами от 1 до 7, музыкальное сопровождение.Ход: У детей карточки с кругами (от 1 до 7). По заданию ведущего дети под музыку выполняют различные движения. По ее окончании выстраиваются в ряд в соответствии с количеством кругов на карточке, обозначающих дни недели. Проверка осуществляется перекличкой. Игра повторяется 2-3 раза со сменой карточек. Дидактические игры для детей старшей группы (величина) «Посадим елочки в ряд»Цель: Продолжать развивать умение сравнивать до шести предметов по высоте и раскладывать их в убывающем и возрастающем порядке, результаты сравнения обозначать словами: самый высокий, ниже, еще ниже… самый низкий (и наоборот).Материалы: фигурки елочек с нарастающей величиной.Ход: Воспитатель предлагает детям расставить елочки в ряд, начиная с самой низкой и заканчивая самой высокой (предварительно дети вспоминают правила раскладывания предметов). После выполнения задания дети рассказывают о высоте елочек в ряду.Затем ребята выстраивают елочки в обратном порядке, начиная с самой высокой и заканчивая самой низкой. «Найдем шарфики для Незнайки и Карандаша»Цель: Продолжать развивать глазомер и умение находить предметы одинаковой ширины, равной образцу.Материалы: фланелеграф, плоскостные изображения предметов одежды Незнайки (шарфы одинаковой длины и цвета, но разной ширины).Ход: На детских кроватках и у воспитателя на столе разложены наборы шарфиков (по 4 шт.) одинаковой длины ицвета, но разной ширины. У детей по одному шарфику, равному по ширине одному из четырех шарфиков.Вызванному ребенку воспитатель предлагает найти шарфик такой же ширины среди шарфиков, лежащих на столе, и проверить правильность выбора путем непосредственного сравнения шарфиков.Затем воспитатель просит детей запомнить ширину своих шарфиков и найти на кроватках шарфики такой же ширины. Дети проверяют правильность выполнения задания путем непосредственного сравнения шарфиков. |
Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.